«Золотой» бензин
О цене, качестве привозного и перспективах местного
Каждый раз, когда повышается цена на бензин и дизтопливо, в обществе случается ажиотаж. Возмущению населения нет предела: «В Якутии на многочисленных месторождениях добываются миллионы тонн нефти и перекачиваются в тот же Китай, а мы вынуждены заправляться по 50–55 рублей за литр!»
И это недовольство вполне обоснованно, ведь следом за ценами на АЗС у предпринимателей неумолимо растут цены на транспортные расходы, а значит и на продовольствие, товары первой необходимости и социально значимую продукцию. Каким же образом происходит формирование цен на бензин и дизтопливо? Попытаемся обрисовать это на примере топливоснабжающего флагмана нашей республики — АО «Саханефтегазсбыт» (СНГС).
Привозное — не дешевое
Начнем с того, что собственного нефтеперерабатывающего завода, способного обеспечить потребности всей Якутии, в республике нет. Таким образом, большая часть топлива у нас — привозная. Доставляется оно преимущественно танкерами по реке в летнюю навигацию, в гораздо меньшей степени — железнодорожным и автомобильным транспортом.
Правда, есть еще одна крупная компания, производящая бензин из газоконденсата. Но для населения республики ее продукция особой роли не играет: большинство АЗС этой компании расположены в Якутске.

Три этапа повышения
Итак, как неоднократно повторяет руководитель СНГС Игорь Никитин, повышение цен на бензин и дизтопливо — мера вынужденная. На это влияет не только повышение отпускной цены на НПЗ, но и высокие процентные ставки по коммерческим кредитам. Повышение цен у топливоснабжающего флагмана, на которое в обязательном порядке реагируют все остальные игроки бензинового рынка Якутии, как правило, происходит три раза в год на 1–2%.
К примеру, в начале года изменение связано с повышением тарифов на электричество, водоотведение, поправками в налоговое законодательство, изменением законодательства по содержанию имущества, с повышением зарплаты работников и т. д.
Перед навигацией цены изменяются во второй раз в связи с получением договоров на поставку нефтепродуктов. Именно в период навигации происходит наиболее значимый объем поставок в Якутию.
В третий раз изменение цены происходит с наступлением зимы, и связано оно с получением счетов от речных и железнодорожных перевозчиков за транспортировку, а также итоговых счетов за весь навигационный период. В данном случае корректировка цены обусловлена итогами навигации (мелководье, перевалка ГСМ с больших танкеров на малые и т. д.)
Львиные аппетиты производителей
В целом цены реализации нефтепродуктов формируются СНГС, исходя из следующих показателей — цен закупа нефтепродуктов с НПЗ, снабженческо-сбытовой и торговой надбавок, утверждаемых Госкомцен РС (Я), а также процентов по кредитам, привлекаемым для закупок.
В зависимости от экономической ситуации, эти пропорции могут варьироваться, но — не существенно. Как видим, самая «скромная» составляющая в цене за один литр того же «АИ‑92» — снабженческо-сбытовая и торговая надбавки предприятия-поставщика. Эти 7% идут на заработную плату, налоги, аренду, содержание нефтебаз и т. д.
Напротив, львиная доля составляющей в цене за один литр бензина (70%) — аппетиты владельцев российских НПЗ, у которых СНГС закупает топливо. Вот из-за этих-то аппетитов топливо для якутян в конечном итоге и становится поистине «золотым».
Алексей РУДЫХ
Анализируй это
Как контролируется качество горючего и как формируются цены на нефтепродукты у крупнейших игроков рынка, — в нашем обзоре.

«ЯТЭК»
Топливо «ЯТЭК» производится на основе собственного сырья — продукта переработки газового конденсата, добытого на Средневилюйском газоконденсатном месторождении (что в 60 км к востоку от Вилюйска). Высокооктановые добавки, приобретаемые у «Роснефти» и «Газпромнефти», вводятся для обеспечения надлежащего качества и соответствия требованиям ГОСТ.
«ЯТЭК» — единственный производитель моторных топлив в регионе.
У компании имеется собственная лаборатория химанализа. Каждая партия выпускаемого продукта исследуется на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного Союза. Плановые проверки контролирующих органов «Росстандарта» проводятся раз в три года.
Цены на горючее в «ЯТЭК» формируются, исходя из себестоимости производства прямогонного бензина, необходимых топливных компонентов, затрат на заработную плату сотрудникам компании, налога на добавленную стоимость, текущих затрат АЗС, транспортировку, а также акцизной составляющей, так как «ЯТЭК» — компания-производитель.
«Саханефтегазсбыт»
Основной производитель нефтепродуктов, поступающих в филиалы АО «Саханефтегазсбыт», — «Роснефть».
У компании широкая сеть АЗС, охватывающая практически всю республику. Качество топлива проверяется на каждом этапе перевалки, ежемесячно при хранении и при каждой торговой операции.
Только лаборатории «СНГС» аккредитованы в РС(Я) по качеству.
Кстати, только лаборатории «СНГС» аккредитованы в РС (Я) по качеству. Свои лаборатории имеются на 15 филиалах АО «Саханефтегазсбыт», из них три аккредитованные — филиалы «Якутская нефтебаза» и «Ленская нефтебаза», а также лаборатория ПОН в Олекминске.
Цена на топливо в «СНГС», реализуемое через АЗС, формируется из цены покупки и доставки, снабженческо-сбытовой и торговой надбавок и процентов за банковский кредит.
В районах с ограниченной транспортной доступностью цены на нефтепродукты устанавливаются 3 раза в год — с 1 января, 1 июня, 1 ноября; в районах с круглогодичной транспортной доступностью — раз в квартал.
«Туймаада-нефть»
Все виды топлива поставляются с нефтеперерабатывающих заводов «Роснефть» и «Газпромнефть» (Ачинский, Ангарский, Омский, Комсомольский НПЗ и Сургутский ЗСК) вагонами-цистернами до Прирельсового нефтебазового комплекса (ПНК) компании в Нижнем Бестяхе.
35 АЗС «Туймаады-нефть» расположены в 13 улусах и Якутске. Компания имеет собственную лабораторию на Нижне-Бестяхской нефтебазе. Приемо-сдаточные анализы проводятся при каждом поступлении нефтепродуктов. Каждые 10 дней при хранении идут контрольные анализы.
В расчет цены отпуска входят: цена поставщика, ж/д перевозка до Нижнего Бестяха, перевалка нефтепродуктов, затраты по хранению, расходы по выплате банковских процентов, автотранспортные расходы по перевозке до конечного потребителя.
Ирина ПОПОВА
Условия есть, будем работать!
Проблемой доступного топлива, не зависящего от спекулятивного роста цен, уже занимаются правительство и деловые круги республики. На связи — известный бизнесмен, промышленник Афанасий Максимов.
— Республика уже более полувека добывает и успешно эксплуатирует природный газ, который широко используется в народном хозяйстве. С середины 2000‑х годов на территории республики развернуты промышленная эксплуатация нефтяных месторождений, вовлечение их в хозяйственный оборот с отправкой якутской нефти на экспорт по трубе ВСТО.
Но, к сожалению, до сих пор мы вынуждены завозить ГСМ из-за пределов республики, каждый год тратя на это более 60 млрд бюджетных рублей. Из-за сезонности завоза и огромных расстояний, нескольких перевалок цена на ГСМ в итоге получается у нас одной из самых высоких по стране.
Поэтому новый Глава РС (Я) Айсен Николаев поставил перед нами задачу обеспечения республики ГСМ. Все условия для этого есть, это свое сырье, газотранспортные сети, технологии, сбыт и главное — политическая воля и желание руководства республики.
После изучения рынка, существующих передовых технологий мы остановились на производстве синтетических моторных топлив из природного газа по технологии GTL. Выбраны три производственные площадки для малотоннажных установок с общим объемом 90 тысяч в год — это Ленск, Вилюйская группа улусов и недалеко от Якутска.
Почему малотоннажные, и почему на разных площадках? Дело в том, что проекты очень капиталоемкие, технологически сложные, потому мы должны их опробовать на практике, посмотреть их влияние на окружающую среду и т. д. Приобретя опыт, перейдем к более масштабным проектам, чтобы обеспечить внутренние потребности полностью, а на перспективу наладить и экспорт своей продукции. Первые установки, по нашим предварительным расчетам, должны заработать уже к 2022 г.
Кроме прочего, выбор трёх разных районов должен дать не одну, а сразу несколько точек роста муниципалитетов как в экономическом, так и в технологическом и научном плане. Вообще я считаю, что мы должны наладить производство на малотоннажных установках во многих улусах, и особенно в северных.
Сырьем должен служить не обязательно природный газ, но и другие углеводородные компоненты от газоконденсата до каменного угля и нефти. Технологии уже позволяют это, и нужно пользоваться мировым опытом.
Аламжи БУДАЕВ
Это полный бак какой-то!
Побывала я давеча в Европе, взяла, как полагается, машину в аренду, и первое, чему удивилась: цены на бензин на заправках. Почему-то думала, что у нас дороже, чем где бы то ни было, но оказалось, что там литр стоит раза в два больше, чем в Якутске.
Да, ГСМ там дороже, но ведь и зарплаты выше, дороги ровнее, уровень жизни лучше, море чище, горы выше, зима теплее, а люди добрее! Почему б и не платить 2 евро за литр горючки, если живешь в раю, зарабатываешь, как шейх, и выглядишь, как Бог?!
А тут? Не жизнь, а выживание. Мало того, что и так условия экстремальные: полгода зима, траться на теплый гараж, капиталь ходовку, убивай движку, заправляйся через день, а бензин уже стоит почти 60 рублей.
И ведь пешком не сэкономишь! Это холодно, медленно и небезопасно. Да и не особо дешево. Проезд на автобусе 28 рублей, на такси в разы дороже. Простынешь на остановке — траться на лечение. Опоздаешь на работу или важную встречу — минус доход. Теплые вещи тоже стоят дорого.
Многие друзья переходят на ГБО. Но с газом тоже не все идеально. Стоит тоже уже не принципиально дешевле, а когда его нет, то… нет.
И это я еще не говорю о том, как цены на ГСМ влияют на стоимость жизни в целом: вслед за литром бензина дорожают продукты, товары в магазинах, услуги, проезд в общественном транспорте, переправы и т. д. Замкнутый круг какой-то.
Терпим, копим деньги, материм нефтяные компании и… заливаем полный бак. Жить-то надо.
Валентина Будейко
Вы ощутили рост цены на топливо?
Николай КОЖЕВНИКОВ, ветеран боевых действий в Чечне:
— Я работаю сам на себя — занимаюсь извозом продуктов по торговым точкам по договору с индивидуальным предпринимателем. Учитывая то, что я еще многодетный отец троих малолетних сыновей, можно понять мое настроение.
Повышение стоимости на топливо ударило в первую очередь по таким категориям населения, как я. Еще до скачка у меня уходило около 500–600 рублей в день на заправку. Теперь вынужден платить еще больше. Оплата моей работы тем временем осталась такой же.
Аял ЕГОРОВ, заместитель директора Чернышевского рыбоводного завода:
— Цена бензина влияет на все. Если в Якутске расходы на продукты, коммунальные услуги более-менее приемлемы, у нас в Мирнинском районе они зашкаливают. Так было всегда, а с ростом стоимости топлива потребительская корзина стала стоить еще дороже.
В Чернышевском ценник в продовольственных магазинах на порядок выше, чем в Мирном. Один поход за продуктами обходится в несколько тысяч. Плюс постоянно приходится выезжать в командировки, где одной из главных статей расходов является бензин.
Мария ПАКСЕВАТКИНА, пекарь ОАО «Якутский хлебокомбинат»:
— Машины своей нет, езжу на общественном транспорте или такси. Так что особо от роста стоимости бензина не страдаю. Ребенок один, расходов мало. В принципе, жить можно!
Владислав КСЕНОФОНТОВ, многодетный отец:
— Цена на бензин сильно ударила по моему кошельку. Живу в селе Октемцы Хангаласского района. Был предпринимателем, сейчас поступил в филиал ЯГСХА. У меня пятеро детей, двое своих, трое приемных.
Так как занимаюсь частным извозом, постоянно нахожусь за рулем своей «Тойоты-Короллы». Подрабатываю где придется, чтобы накопить на кусок хлеба с маслом. Ездить приходится много, за день уходит не меньше 10 литров бензина. Через газету прошу правительство отрегулировать цены на бензин. Поймите, простой народ вынужден не жить, а выживать.
Юлия ХОДУЛОВА
Газета ЯкутияСмотреть все записи
Добавить комментарий Отменить ответ
Реклама
Интересно
-
Неладное делоДекабрь 25, 2018 -
Сделаем мир чище!Декабрь 10, 2018 -
«Саюри»: Мы не берем деньги из городского бюджета!Ноябрь 23, 2018 -
Что обнаружили в водах Вилюя ученые-экологиНоябрь 14, 2018


