В центре северного хоровода
Якутия занимает лидирующее положение в ДФО по численности оленей и интенсивности развития оленеводства.
На четыре дня Якутск стал столицей оленеводства России. Сюда на IV съезд оленеводов собрались представители этой уникальной профессии почти из всех 19 субъектов, в которых развивается оленеводство. Поговорить им было о чем, тем более, что в работе съезда принял участие первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов.
Якутск был выбран не случайно: республика занимает лидирующее положение в ДФО по численности оленей и интенсивности развития оленеводства.
Субсидии не помогают?
В России сегодня 2/3 мирового поголовья северного оленя, это более 1,6 млн голов. Это свидетельствует о стабилизации и позволяет ставить задачи по устойчивому развитию. Чтобы добиться таких результатов, из федерального бюджета было выделено 670 млн рублей на возмещение части затрат на наращивание поголовья северных оленей с начала реализации госпрограммы развития сельского хозяйства. Но наращивать поголовье северных оленей, несмотря на ежегодное предоставление субсидий из федерального и регионального бюджетов на поддержку и развитие оленеводства, пока не получается. Требуется совершенствование технологий содержания животных, обновление и оборудование средств малой механизации, создание условий для переработки продукции и многое другое.
Были поставлены вопросы о страховании рисков гибели животных, охране пастбищ, строительстве изгородей, создании региональных центров подготовки и переподготовки кадров для оленеводства, чтобы не потерять эту уникальную специальность. О совершенствовании нормативно-правовой базы по племенному оленеводству говорили представители Ямало-Ненецкого автономного округа. Важно решить вопрос идентификации скота, в том числе оленей. Кстати, там вопрос с ростом поголовья уже решен, поэтому для них главная задача – научное обоснование количества оленей, чтобы не возникло проблем с наличием пастбищ. Теперь перед ними новая задача – качество и переработка. Причем не только мяса.
Здесь есть чем похвалиться Якутии. Был представлен проект «Таба», производство косметической продукции и биологически активных добавок на основе пантов северного оленя и начало производства замши из оленьих шкур на ОАО «Сахабулт».
Якутия ставит вопросы
В нашей республике многое делается: приняты законы, нормативные правовые акты, направленные на защиту оленеводов, чумработниц, учителей кочевых школ, их детей, укрепляется материально-техническая база оленеводческих стад. Якутия поставила ряд вопросов перед федеральным центром. Их озвучил первый вице-премьер – министр сельского хозяйства и продовольственной политики Петр Алексеев. Это борьба с волками, страхование оленей от гололеда, обильного снегопада, диких животных и пожаров оленьих пастбищ, для чего нужно внести изменения в федеральный закон о страховании животных.
С прошлого года в Госдуме находится республиканская законодательная инициатива о закреплении земельных участков за коренными малочисленными народами. Ждет республика и принятия закона о господдержке КМНС народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Поднял Петр Алексеев вопрос и об увеличении финансирования по развитию северного оленеводства и табунного коневодства, а также создании в Якутии селекционно-генетического центра и определении ЯГСХА федеральной базовой площадкой по обучению оленеводов, тем более что из 52 сельскохозяйственных вузов России эту работу мало кто ведет целенаправленно. Поэтому первый замминистра федерального ведомства сразу поинтересовался, достаточна ли в ЯГСХА база, чтобы брать на себя такую задачу, готовят ли там оленеводов.
Еще одно предложение озвучила народный депутат Елена Голомарева — принять новую ФЦП «Молодой оленевод» по аналогии с федеральной целевой программой «Начинающий фермер» для поддержки молодых оленеводов, выезжающих работать в оленьи стада.
«Будем настаивать»
Джамбулат Хатуов поддержал предложение республики о необходимости принятия федерального закона об оленеводстве. Напомню, что в Якутии такой закон действует уже 20 лет назад. «Полагаю, что по результатам нашего съезда в ближайшее время инициируем проведение в Государственной Думе «круглого стола», на котором обсудим проблемы оленеводства. На принятии закона будем настаивать», — сказал первый замминистра сельского хозяйства Российской Федерации Джамбулат Хатуов.
Он также выразил готовность поработать с Министерством природных ресурсов и экологии РФ по вопросу комплексной работы по корректировке популяции. «Публично беру на себя обязательства в ближайшее время с участием депутатов Государственной Думы провести встречу в Минсельхозе и Минприроды России, если будет необходимость, то проведём селекторное совещание, на которое пригласим региональных законодателей. Надо расширить методы корректировки популяции волков, чтобы вместе добиться результатов», – сказал он.
Аренда или безвозмездное пользование?
Еще одно предложение касается права безвозмездного пользования землёй лицами, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Сегодня в федеральном законодательстве возникла коллизия: согласно Земельному кодексу РФ лицам, относящимся к КМНС и их общинам, земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование только для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предлагает передавать земли общинам КМНС в аренду, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается, а ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» говорит, что малочисленные народы, объединения малочисленных народов имеют право безвозмездно пользоваться землями различных категорий в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Так аренда или безвозмездное пользование? Ил Тумэн разработал и внес в Госдуму законопроект, который отрегулировал бы этот вопрос и дал право общинам коренных малочисленных народов на безвозмездное пользование земельными участками в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Нужна поддержка, и срочно, потому что в 2018 году планируется взимать арендную плату со всех кочевых родовых общин за пользование землями. В Якутии, где пастбища составляют тысячи километров, плата будет огромной и неподъемной.
Первый заместитель министра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов предложил перейти от слов к делу и выразил готовность обратиться в комитет Госдумы по аграрным вопросам, принять участие в организации совместного «круглого стола» по вопросам северных территорий..
Избран председатель Ассоциации оленеводов
Итогом съезда стало учреждение Ассоциации оленеводов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ее президентом избран первый заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Анатолий Добрянцев. Его кандидатуру поддержали 58 делегатов съезда, 23 высказались за Михаила Яра из Ямало-Ненецкого автономного округа. Напомню, что Анатолий Добрянцев по профессии зоотехник, много лет работал директором оленеводческого совхоза «Момский» в Момском улусе Якутии, хорошо знаком с технологией разведения, кормления и выпаса оленей.
Марина КОЛБАСИНА
Битва с волками по-прежнему актуальна
Альберт Тырынкин, бригадир ООО «Хатыстыыр», Алданский район:
— В советское время профессия оленевода была престижной. В те годы и оленей было много, в нашем совхозе в одном стаде до 800 голов насчитывалось. Сейчас ситуация, конечно, иная. Мы с женой вдвоем работаем, в нашем ведении 200 голов совхозных плюс десяток частных. Волки да медведи – сущая напасть. В наших краях в последние годы их развелось много, боремся своими силами, но этого недостаточно. Даже в окрестностях Алдана в радиусе 60 км можно встретить хвостатых, как мы называем волков. Было дело, когда в стаде насчитывалось всего 90 оленей после многочисленных набегов хищников. Есть хозяйства, где от поголовья остались одни воспоминания. Летом приходится не спать ночами, следить за стадом. Особенно во время отела.
Работа оленевода тяжелая, да и зарплата в пятнадцать тысяч не привлекает молодых. В основном у нас трудятся пожилые да старики.
Другая проблема: на наши земли пришли золотари-старатели. Земля-то под нашими ногами золотая! Не осталось пастбищ для оленей, территория истоптана и изрыта. Вот и приходится нам кочевать с оленями далеко, вплоть до Верхоянских хребтов, в поисках пищи.
Пытаемся возродить былую славу. Наши предки так жили, и мы живем.
Матрена КОНДРАТЬЕВА
Будут условия – будет оленеводство
Знаете, кто такой человек Арктики? Его портрет был представлен Центром стратегических исследований РС(Я) на «круглом столе» в рамках IV съезда оленеводов и создан на основании исследований в с.Казачье Усть-Янского улуса, с Харыялах Оленекского, с Иенгра Нерюнгринского, с.Кыстатыам и Жиганск Жиганского районов Якутии и Межселенной территории Туруханского района Красноярского края.
Так вот, человек Арктики – это женщина 40 лет. Она замужем, имеет двоих детей, относится к коренным малочисленным народам Севера, свободно владеет родным языком, имеет среднее профессиональное образование, имеет болезни органов пищеварения, дыхания и кровообращения. Доход на одного члена домохозяйства – менее 12 тысяч рублей. И для нее очень важны нематериальные ценности.
Об этих ценностях, в которые входит в первую очередь традиционный образ жизни, а также о ее экономической составляющей и шла речь на «круглом столе». Конечно, сделать всех оленеводов предпринимателями невозможно, да и не нужно. Зачастую представителям коренных малочисленных народов не хватает элементарных знаний. Но и этого мало, чтобы поставить оленеводство, а значит, и всю жизнь оленеводов на современные рельсы.
Якутия начала с изучения вопроса и представила проект «Человек в Арктике», основной целью которого является оценка качества жизни населения, выявление основных проблем и выработка мер по повышению роли трудовой мотивации, развитию предпринимательской деятельности при сохранении традиционного уклада жизни народов Севера. Разработан перечень социальных индикаторов по пяти основным направлениям: материальное благосостояние, образование, здоровье и демография, управление судьбой, жизнеспособность культуры, близость к природе, по которым в нашей республике проводится ежегодный мониторинг, что позволяет выявить также состояние здоровья, миграцию и занятость населения, финансовое положение домохозяйств, владение национальными языками, следование национальным традициям народов Севера.
Проблемы, и об этом говорили все участники дискуссии, общие не только для российских регионов, но и различных стран мира. И главная — отсутствие желания у молодежи заниматься оленеводством. Молодежь хочет иметь совсем другую работу, комфортные условия жизни. Надо отметить, что многие молодые люди хотели бы иметь свое дело, но для этого их нужно учить предпринимательству с детства. И здесь многое могут сделать органы местного самоуправления. Бизнес-семинары же ничего не дадут, если не сопровождать этих людей дальше, не помогать вести проекты. Так что предложение вице-спикера Ил Тумэна Анатолия Добрянцева открыть школы бизнеса в каждом оленеводческом районе поможет решить эту проблему, ведь действительно оленеводам часто не хватает простых знаний, чтобы вести доходное хозяйство. По мнению же Михаила Яра, оленевода из Ямало-Ненецкого автономного округа, прежде всего нужно создать нормальные человеческие условия для жизни и работы оленеводов, чтобы они не чувствовали себя ущербными, оторванными от цивилизации и при этом занимались любимым делом. «Пока мы здесь теоретизируем, оленеводство не развивается, а падает», — сказал он. Кстати, он как раз является ярким примером оленевода-предпринимателя. Михаил Яр — индивидуальный предприниматель, который занимается таежным оленеводством и перегонкой стад в другие регионы. Недостатка в рабочей силе у него нет, да и дети хорошо помогают, с радостью едут в стадо. Объяснение самое простое: он создал нормальные условия для работы и жизни оленеводов. Значит, можно.
Жители Арктики готовы к преобразованиям, им только нужно помочь законодательно, чтобы они имели права на свою землю, могли заниматься не только добычей, но и переработкой добываемой ими рыбы, оленины; финансово, чтобы имели возможность приобретать мобильные морозильники и коптильни и т.д. У нас же, как заметила народный депутат Елена Голомарева, ни в одном арктическом районе пока нет муниципальных программ по поддержке родовых общин, а там это должно стать основным критерием при оценке деятельности глав.
Оленеводство – единственная отрасль, которая связана с культурой и языком. Будут олени, будут оленеводы, будет сохраняться культура и язык, а значит, и народ.
Марина КОЛБАСИНА
ModeratorСмотреть все записи
-
18.05.2018Изучающая Вечность…
-
14.05.2018Спасительная телемедицина
-
08.05.2018Их взрослое детство
Добавить комментарий Отменить ответ
Реклама
Интересно
-
Неладное делоДекабрь 25, 2018 -
Сделаем мир чище!Декабрь 10, 2018 -
«Саюри»: Мы не берем деньги из городского бюджета!Ноябрь 23, 2018 -
Что обнаружили в водах Вилюя ученые-экологиНоябрь 14, 2018


