«Священный табун» ждет помощников
Приложите руку к сотворению нового арт-проекта
V Международная якутская биеннале современного искусства не дает нам заскучать: только утихли страсти по «прокладкам и презервативам» от художника Андрея Adno на стене бывшей Новоапостольской церкви, как на сопке за Владимировкой закипела работа по созданию ленд-арт проекта Николая Полисского «Священный табунмифических лошадей».

Армия снеговиков и чугунная жар-птица
Полисский — самый известный на сегодняшний день представитель жанра «ленд-арт», основавший в Калужской области у деревни Никола-Ленивец одноименный арт-парк, крупнейший в Европе.
Началось все с армии снеговиков, вылепленных на замерзшей реке Угре, где пятьсот с лишним лет назад стояли друг напротив друга русская рать и конница хана Ахмата. Великое стояние на Угре положило конец монголо-татарскому игу, а работа над созданием снежного «воинства» помогла Николаю Полисскому собрать команду из жителей окрестных сел, которых он, следуя девизу «Сделать крестьянина художником», со временем превратил в своих единомышленников, соратников, последователей.Сотворенная ими десятиметровая чугунная жар-птица произвела настоящий фурор, полыхая на всю округу— внутри горели дрова, а когда раскаленный чугун заалел, зрелище, учитывая размеры арт-объекта, стало поистине сказочным.
По словам создателей, тальниковый табун из 99 «голов» способен простоять от пяти до десяти лет — в зависимости от того, как с ним будут обращаться. Своих мифических собратьев настоящие лошади уже проверили на прочность.
Впрочем, чаще всего калужане творят из подручного материала— дров, сучьев, бревен, снега… «Материал обычный— формы необычные», — поясняет ученик Полисского Дмитрий Мозгунов, который вместе со своим земляком Константином Фоминовым работает сейчас во Владимировке.

Проверка на прочность
Для примера Дмитрий приводит Сенную башню, сено для которой заготавливали целой артелью в пятьдесят человек.
— Кто же это позволил столько народа от настоящего сенокоса отрывать? — интересуюсь я.
— От какого сенокоса?— удивляется мой собеседник. — У нас коров сейчас почти никто не держит.
— А на что вы тогда живете?
— Работаем на парк. Каждую неделю его посещает 300-400 человек. Когда проводятся фестивали, гостей бывает от тысячи до шести тысяч.
Фестивали — это, конечно, хорошо, но при мысли о заливных калужских лугах, где уже не увидишь ни одного деревенского стада, ни одной сенокосной бригады, становится тоскливо, и тоску эту смогли развеять лишь лошади, увиденные на обратном пути возле трассы.
Кстати, они уже наведались на сопку «священного табуна» и испытали на прочность своих мифических собратьев. «Приходили, спины о них почесали, — рассказывает Дмитрий. — Коровы время от времени тоже захаживают, но от животных большого вреда не бывает. Главное, чтобы они сами не испугались».

Табагинское «место силы»
Тальниковый табун, по словам создателей, будет состоять из 99 «голов». На данный момент готовы 30. Степень готовности разная: с сырьем были перебои— местность, где его заготавливают, затопило, но сейчас вода спала.
Качество материала мастера считают вполне приемлемым:
— У нас дома есть одно место, где мы его режем постоянно. Чем чаще режешь, тем лучше он растет и ровнее становится. А тут никто его не трогает, поэтому он, конечно, погрубее. Хотя, проезжая на машине, мы видели места, где тальник лучше, только посуху до них не добраться, поэтому работаем с тем, что есть. Но, по большому счету, он везде одинаковый.
Кстати, об окрестностях. Калужане в восторге от Табагинского мыса (грех не съездить, раз уж так близко оказались!). «Какая там красота!— говорит Константин.— Я энергией на год вперед зарядился». Будем надеяться, что эта энергия поможет мастерам в их работе.
— А комарье и мошкара не донимают?
— Мы с ними договорились, — с серьезным видом отвечает Дмитрий. И не менее серьезно добавляет: — Используем якутское народное средство.
Я начинаю озираться в поисках дымокура.
— Ванилин!— улыбается он.

О волонтерах и дне сурка
Впрочем, процесс стопорится вовсе не из-за комаров и мошек.
— Рабочих рук не хватает. Если бы людей было достаточно, одни занимались бы перебиранием сырья, другие — заготовками, третьи — плетением.
— Так это ж навыки нужны.
— Научиться всему можно, да и несложно это. Жаль только, что обучим приехавших из города помощников, а они на следующий день пропадают. Приедут новые — опять их учи.
— Тем не менее, треть табуна уже налицо. А как долго простоят ваши фигуры?
— Парусность у них нулевая, поэтому от пяти до десяти лет. Правда, в зависимости от того, как с ними будут обращаться. Если не лазить на них и не прыгать, ничего с ними не сделается.
Отрадно, что нашим любителям полазить, попрыгать и попинать добраться до тальникового табуна будет не так-то просто.
— Разумеется, со временем возникнут прогалы, и где-то надо будет подправлять, точнее, вставлять новое. Но с этим проблем не возникнет— технология, как я уже говорил, совсем несложная, так корзины плетутся.
Наши руки не для скуки
Помощники калужан это подтверждают. Пенсионер из Тулагино Михаил Иванов, в прошлом художник-оформитель, освоил эту технологию за час. А Владимир Баишев из села Партизан Намского улуса, до ухода на заслуженный отдых работавший в строительстве, знаком с ней издавна:
— Раньше в наших деревнях было полно плетеных изгородей. Их вдоль дорог ставили, чтобы те снегом не заносило.
Что ж, стало быть, с реставрацией проблем возникнуть не должно, тем более что сотрудники Национального художественного музея работают на арт-объекте целыми группами.
Но помощь «табуну» все равно нужна. Если надумаете помочь — добро пожаловать. Немного не доезжая до автобусной остановки, надо свернуть направо, а дальше ехать, следуя бумажным указателям, на которых написано: «Священный табун мифических лошадей». Тех, кто поедет на своем транспорте, предупреждаем: дорога на сопку довольно крутая.
С собой взять рабочие перчатки, питьевую воду, еду на день и хорошее настроение. Когда еще выпадет такая возможность— приложить руку к созданию священного табуна! Справки по телефонам 33-52-79, 8-924-769-96-80.

«Якутия», 09.08.2018
Кюннэй ЕремееваСмотреть все записи
Окончила филологический факультет ЯГУ. Журналист, писатель, переводчик и большой знаток культуры. Ее статьи отличаются писательским размахом, глубиной и безупречным стилем.
Сборник повестей «Сын тундры», изданный медиа-холдингом «Якутия», удостоен диплома Дальневосточной выставки-ярмарки «Печатный двор-2017» в номинации «Детская книга».
-
29.08.2018«Подъемная сила» Сардааны Хохоловой
Добавить комментарий Отменить ответ
Реклама
Интересно
-
Неладное делоДекабрь 25, 2018 -
Сделаем мир чище!Декабрь 10, 2018 -
«Саюри»: Мы не берем деньги из городского бюджета!Ноябрь 23, 2018 -
Что обнаружили в водах Вилюя ученые-экологиНоябрь 14, 2018


