Революция без жертв
Большевики вооружились, но стрелять не пришлось
На излете зимы в начале весны 1917-го Якутия не кипела голодными бунтами, митингами и демонстрациями, как столичный Петроград (с 1914 года императорским указом именно Петроград, а не Петербург). Не ходили по улицам шумные ватаги крестьян, которых военная мобилизация вооружила и одела в серые шинели для дальнейшей отправки на фронт. Но февральская буржуазная революция пришла и сюда.
Неожидаемая неизбежность
Не будем рассуждать, кто и почему довел страну до революции, до отречения императора. Все это происходило далеко от Якутской области. Хотя согласно теории «мальтузианских ножниц», подразумевающей прямую зависимость исторических циклов от демографии и экономики, Россия по сути была уже обречена на опустошительные катастрофы: народонаселение выросло и продолжало увеличиваться, дефицит пахотных земель дошел до критической точки, уровень потребления скатился на грань голода. Теория утверждает, что ничего не зависело ни от Николая Романова, ни от Гучкова, ни от Ленина.
Если кратко говорить об обстановке в Якутии, то столица с начала века переживала рост, активно велось строительство, внедрялись телефонная связь и электрообеспечение, начало налаживаться водоснабжение, открывались учебные заведения. Развивается периодическая печать (но наша газета выйдет из подполья и начнет отсчет своей официальной истории в конце марта).
Созданный десятью годами ранее при активном участии Василия Никифорова Кулюмнюра «Союз якутов» своими программными заявлениями явно показывал, что общественная мысль Якутии вышла на новый уровень, запрос на преобразования присутствовал. Конечно, в отличии от центральных губерний, он не был так радикализирован.
Но собственно революции никто не ждал. А она пришла.
Воспоминания большевика
События марта 1917-го года достаточно подробно описаны в специальной и исторической литературе. Хорошо известные «канонические» описания событий того марта. Поэтому наш интерес вызвали воспоминания одного из участников событий, ссыльного большевика Литвинова, записанные через 10 лет после произошедших событий в 1927 году. Оказывается, большевики были в полной готовности к боевым действиям, вооружились и действовали достаточно напористо и агрессивно. Впрочем, та революция прошла в Якутске без жертв, и в конце концов была с воодушевлением воспринята как политическими кругами, так, в общем то, и гарнизоном. Предлагаем вам ознакомится с этим примечательным документом полностью.
Якутская весна 17-го
Многих ссыльных февральская революция застала в Якутске, где им пришлось принять в ней активное участие. В числе ссыльных был и я. Здесь я намерен поделиться теми воспоминаниями, которые сохранились у меня через 10 лет о первых днях революции
2 или 3 марта по старому стилю (1917 г.) кто-то из ссыльных получил условную телеграмму о свержении царской власти и замене ее комитетом Государственной Думы. Такую же телеграмму получили и местные власти, которые однако ее скрыли и даже выпустили объявление запрещении сборищ. Отпечатан последние, их начали расклеивать по заборам.
Кучка политических ссыльных, получив сведения о революции в Петрограде, решила вступить в борьбу с местной властью. В тот же вечер ставился спектакль «Доктор Штокман», в котором принимал участие ряд ссыльных. Некоторые хотели было спектакль отложить, но режиссер Куликовский с этим не согласился.
В середине спектакля на авансцену вышел т. Ярославский и объявил о революции в России. «Об этом здесь скрывают — говорил он, но это факт». Публика заволновалась.
По окончании спектакля часть ссыльных, в том числе Губельман. (Ем. Ярославский), Петровский и др. ушли на совещание. На завтра ссылка собиралась в клубе о-ва приказчиков (ныне нартеатр).
Что было нам делать? Оружия у нас не было. Полиция не сдается и не выступает. Военные части из казарм не выпускались. Нам надо было вооружиться. Пошли за Оружием в магазин Никифорова. Вошли с задних, дверей, скомандовали: — Стой! Ни с места! ,
Забрали 15 центральных ружей и патронташи с. патронами, взяли дробь, но пороха не было, однако, мы решили, что и этого достаточно чтобы наводить страх и мы теперь вооружены. После этого, съездив в клуб о-ва приказчиков, уже «вооружейные», поехали в магазин Коковина и Басова. Во дворе мы выстроились, встали у всех дверей, затем зашли в магазин. У всех оружие, патронташи открыты, новенькие патроны блестят. А о том, что от наших патронов мало толку никто из посторонних не знал. У Коковина мы достали 8 винчестеров, полторы тысячи патронов к ним и 2 револьвера.
С этого момента мы почувствовали себя более смело, к тому же нам притащили ещё оружие с «воли».
После этого были посланы делегаты в городскую управу, где происходило экстренное заседание, чтобы предложить ей сдать свои полномочия. Управа отказалась. Тогда была отправлена вторая делегация, более «внушительная». В число делегатов входили тт. Охнянский, Г. И. Петровский, я и ещё двое: у всех у нас имелось оружие, спрятанное под верхней одеждой. Войдя в управу, Охнянский предложил присутствующим на заседании сдать власть, в случае отказа угрожая арестом.
Юшманов на это сказал: «У нас нет времени разговаривать с вами, так как идет экстренное заседание», но, увидя у нас оружие, снял с шеи цепь и сдал ключи.
После этого обратились к исполнявшему должность губернатора барону Тизенгаузену, чтобы он дал распоряжение полиции и воинской команде о повиновении революции и о признании нового строя. Тизенгаузен ответил, что сделать этого не может, так как нет предписаний из центра. Тогда его арестовали в канцелярии, где мы дежурили целые сутки. Лишь после этого, видя, что революция бесповоротно берет верх, Тизенгаузен решил покориться; с этой целью он пошел на митинг в нартеатр, где объявил о революции и, в знак примирения с революцией, пожелал поцеловаться с т. Охнянским.
Охнянский тогда же сказал:
— Мне этот поцелуй змеиным показался.
Через несколько дней были выпущены солдаты из казарм и организовался комитет общественной безопасности, председателем которого, а также первым комиссаром области был избран т. Г. И. Петровский.
(Эти воспоминания были записаны т. М.А.Кротовым 12 марта 1927 г. на вечере якутского отделения политкаторжан, в годовщину 10-летия Февральской революции.
Литвинов М. Февральская революция в Якутске // Якутские зарницы: (журнал). 1927. № 1. С 69-70.)
Газета «Якутия» №9 (33241) от 9.03.2017 г.
Виталий АндриановСмотреть все записи
Автор блога «Версии»
О чем бы ни писал, будь то политические баталии или тенденции в экономике, всегда вытаскивает самую суть явления. Порой находит любопытные аналогии, что свойственно любителям истории.
В журналистике с 1992 года. Сотрудничал с газетами "Молодежь Якутии", "Якутия", "Наше Время", различными фанзин-изданиями. Работал на разных должностях в газетах "Компьютерра+Якутск", "Молодежь Якутии", "Наше Время", возглавлял Бюро ИА "Интерфакс" в РС(Я).
Работал в "Якутии" в 2013-2017 гг., последние полтора года - на посту главного редактора.
-
18.05.2018Изучающая Вечность…
-
14.05.2018Спасительная телемедицина
-
08.05.2018Их взрослое детство
Добавить комментарий Отменить ответ
Реклама
Интересно
-
Неладное делоДекабрь 25, 2018 -
Сделаем мир чище!Декабрь 10, 2018 -
«Саюри»: Мы не берем деньги из городского бюджета!Ноябрь 23, 2018 -
Что обнаружили в водах Вилюя ученые-экологиНоябрь 14, 2018


