«Он больше походил на ученого»
Мемуары очевидца
Якутия отметила 125-летие Платона Ойунского – человека, который стоял у истоков государственности, основателя якутской литературы. Рядом с ним с 1920 по 1931 год находился Николай Николаевич Захаренко, мой земляк, родившийся в селе Солянка, что в 18 км от города Олекминска.
Вот как вспоминал Николай ЗАХАРЕНКО о выдающемся сыне народа саха Платоне ОЙУНСКОМ в книге, которая по причине малого тиража стала настоящим раритетом:
«Он больше походил на ученого, удачно сочетавшего пытливый ум исследователя с большим талантом революционного писателя»
«Среди плеяды первых большевиков Якутии он был, пожалуй, одной из самых колоритных и ярких фигур, человек, в котором удивительно сочетались глубокая убежденность большевика и преданность делу Ленина, большой опыт государственного деятеля, оратора с огромным даром поэта, драматурга, писателя и ученого – основоположника якутской советской литературы и наставника молодежи.
В 1919 году Платона Алексеевича арестовали. Только удачный побег спас его от суровой расправы (Николай Захаренко тоже находился в подполье и вел антиколчаковскую работу среди населения Сибири, являясь бойцом Томского красногвардейского отряда он активно участвует в боевых действиях против колчаковцев, а позже, как член агитационно-пропагандистского коллектива Анджеро-Сундженского угольного бассейна организует отряды Красной гвардии. – Автор).
Платон Ойунский даже в Сибири, совсем рядом со столицей колчаковского правительства в г. Омске, организует отряды бойцов против Колчака. Какая смелость у Ойунского!! Не зря он напишет другу М.К. Аммосову письмо в стихотворном стиле: «Не все ль равно?!»:
«Угроза смерти запугать не может
Нас, коммунистов, партии великой…
Мы смело в бой с врагом вступаем,
Чтоб ниспровергнуть темный строй.
Куда судьба нас ни забросит,
Где ни прольется наша кровь —
Не все ль равно?!
(1919 год, поселок Казанка)».
А вот так Захаренко описывает внешность Платона Ойунского:
«Невысокого роста, с темными волосами и высоким лбом, худощавый, с довольно правильными чертами симпатичного лица, очки, из-за которых поблескивали веселые глаза, взгляд, в котором чувствовался пытливый ум и приветливая улыбка – отзывчивость и доброта.
Таким он запомнился мне навсегда.
Он был всегда подтянут, опрятно одет, не допускал небрежности в своей внешности. Говорил не спеша, иногда – с чуть прищуренными глазами и чаще – с лукавой улыбкой.
Обращала внимание большая скромность обстановки кабинета главы Якутского правительства. На столе царил образцовый порядок, не было ничего лишнего. В своей работе он был очень организован, начиная с рабочего места.
Прием главой правительства (Ойунским – Авт.) посетителей и ходоков с наслегов был в высшей степени тогда демократичен. Мне случалось иногда заходить к нему во время приема, и я наблюдал, как он терпеливо старался докопаться до сути дела самой просьбы. И тут же принимал решение».
Дальше автор пишет, что он вместе с Платоном Алексеевичем были докладчиками на IV съезде Советов Якутии (февраль 1926 года):
«Я делал доклад о бюджете ЯАССР, как нарком финансов республики, он же – о задачах Советской власти в области развития сельского хозяйства. В своем блестящем докладе он затронул все основные, жгучие тогда проблемы сельского хозяйства и наметил пути его дальнейшего развития.
А говорил он хорошо, просто и доходчиво, убедительно, не злоупотребляя цитатами, без излишней жестикуляции.
Широк, многообразен был круг его интересов, велика арена деятельнорсти. Он больше походил на ученого, удачно сочетавшего пытливый ум исследователя с большим талантом революционного писателя. Друзья нередко спрашивали его – как и когда он успевает заниматься литературой при его большой и ответственной основной работе. Платон Алексеевич тогда отвечал: «Надо только сильно желать того, к чему стремишься, тогда и время найдется, да и сама работа не будет тяжелым бременем, а истинным наслаждением».
«Талант, неустанные труд и величайшая жизненная целеустремленность – таков внутренний облик народного писателя и одного из выдающихся первых большевиков Якутии», — заканчивает свое воспоминание олекминчанин, близкий соратник П.А. Ойунского Николай Захаренко.
Иван АЛЕКСЕЕВ, краевед
Газета ЯкутияСмотреть все записи
Добавить комментарий Отменить ответ
Реклама
Интересно
-
Неладное делоДекабрь 25, 2018 -
Сделаем мир чище!Декабрь 10, 2018 -
«Саюри»: Мы не берем деньги из городского бюджета!Ноябрь 23, 2018 -
Что обнаружили в водах Вилюя ученые-экологиНоябрь 14, 2018


