Главная » Общество » Хозяйка леса Устинова

Хозяйка леса Устинова

Путин, проходя по Екатерининскому залу, кивнул, здороваясь, Варваре Устиновой, выделив ее из всех. «Наверное, из-за того, что я одна в форме была, выделил», — улыбается Герой труда.

 

В новейшей истории Российской Федерации из регионов только у Якутии два Героя Труда! (Ну и у «Сургутнефтегаза». Но это понятно: нефть и газ – это наше российское все). Первым из якутян в 2014 году Звезду Героя получил животновод Михаил Готовцев. И вот теперь наша республика гордится вторым героем – руководителем государственного казённого учреждения Республики Саха (Якутия) «Хангаласское лесничество» Варварой Устиновой.

Несмотря на усталость, волнение последних очень насыщенных дней, Варвара Михайловна согласилась пообщаться с корреспондентом «Якутии».

Кремлевские шаги

— Варвара Михайловна, с наградой вас! Мы все гордимся вами! Сильно в Кремле волновались?

— Спасибо за теплые слова! Знаете, я в Кремле впервые в жизни побывала. Так что для меня все было в новинку. Конечно, было волнительно, но не до потери пульса. Ведь нас всех пятерых приглашали в Москву на собеседование еще за неделю до выхода Указа президента, 17 апреля, где ознакомили с порядком церемонии, сообщили, когда прибыть, где разместят. Так что я была подготовлена, но все же до 25 апреля не до конца во все это верила.

— Правда, что первым о том, что вас представили к Звезде Героя Труда, вам сообщил глава республики?

— О том, что меня представили к награде, в середине апреля узнала от руководителя управления по общественным проектам Администрации Президента РФ Сергея Новикова. Но он сразу подчеркнул, что указ будет только 25 апреля.

А вот об официальном подписании указа действительно сообщил Егор Афанасьевич. Я была на работе, когда вдруг поступил звонок от неизвестного номера, подняла трубку, и тут мне говорят: «Здравствуйте! Это вам звонит Ил Дархан Егор Борисов». Я опешила, а Егор Афанасьевич очень тепло меня поздравил, мы поговорили минут десять. До этого момента я как-то не осознавала, какая честь мне выпала. Ведь из 89 субъектов России ежегодно только пятерых представляют к такой высокой награде.

— До этого с Ил Дарханом вы часто общались?

— В 2011 году на Ленских столбах произошел большой пожар, меня туда вызвали в качестве специалиста, координатора. Я докладывала об обстановке лично Егору Борисову. Он меня тогда похвалил, что приняты правильные меры. Пожар был потушен через два дня. С тех пор я с Егором Афанасьевичем и не общалась.

— Вернемся к событиям в Кремле. Перед церемонией репетиция была?

— После прибытия в Москву на следующий день провели экскурсию по Кремлю, побывали в Оружейной палате, посмотрели соборы. Потом нас, пятерых, пригласили в Екатерининский зал и ознакомили с порядком награждения, кто где сидит, как надо пройти. Там все продумано до минуты, до мелочей. Вплоть до того, как держать букет цветов. Репетировали проход. Я волновалась, что вдруг споткнусь на ковре и упаду. Слава богу, этого не случилось.

На самой церемонии меня совсем не трясло, видимо, все эти формальности перед ней как-то успокоили. Когда Владимир Владимирович шел по залу, он выделил меня из толпы, кивнул, здороваясь. Наверное, из-за того, что я одна в форме была (улыбается).

Обстановка была очень приподнятая, теплая. Когда мне дали слово, после первого абзаца из-за волнения сделала паузу, посмотрела на Владимира Владимировича, а он меня глазами подбадривает, сделала вдох глубже и дальше продолжила.

— На видео с церемонии было видно, что вы о чем-то говорите с Путиным. О чем шла речь?  

— Он сказал мне: «Варвара Михайловна, у вас там скоро жаркая пора», затем указал на нашу представительную делегацию и спросил: «Это ваша сила?» Я же ему ответила: «Это лишь часть силы». Потом представила ему руководителя нашего Департамента по лесным отношениям Вячеслава Попова, Путин с ним тоже немного побеседовал.

 

«Я мечтаю, чтобы нашему департаменту обратно вернули статус министерства лесного хозяйства, как было с 1966 по 1988 год».

 

— С кем-то из награжденных удалось пообщаться?

— Да, и на самой церемонии, и после, на фуршете. Шаймиев поинтересовался у меня, на моей ли территории Ленские столбы, он прекрасно осведомлен о том, что они вошли в наследие ЮНЕСКО. Вот с Галиной Волчек мне не удалось пообщаться, лишь поздравила ее на репетиции. Она передвигается на коляске, и ее все время через отдельный вход заводили.

На выходе из Екатерининского зала встретили Иосифа Кобзона, который получил Героя в прошлом году. Поговорили с ним. Он сказал, что пять раз был в Якутии, купался в Лене. Затем даже спел нам два куплета песни о реке Лене. Мы очень удивились, обрадовались, хотели сделать совместное фото, но, к нашему огорчению, рядом ни одного фотографа не было. А мы все телефоны, фотоаппараты сдали при входе в зал.

Кто с вами из Якутии поехал в Кремль? 

— У нас была самая представительная делегация. Если у остальных по четыре-пять человек, то нас было 11. Со мной в Москву полетели глава Хангаласского улуса Гаврил Алексеев, руководитель Департамента лесных отношений Вячеслав Попов, коллеги Андрей Михайлов и Валентина Лазарева, мой сын, невестка, дочь. Нас всех разместили в «Президент-Отеле», оплатили проезд туда-обратно.

— Что было после награждения? 

— После Кремля состоялся праздничный обед в «Президент-Отеле». Были все награжденные Звездой Героя Труда с 2013 года. К сожалению, нашего Михаила Готовцева не было. Для него до последнего даже держали номер в гостинице, но не смогли найти. Говорят, уехал куда-то, где нет связи. Представитель администрации президента дал мне поручение в следующем году обязательно приехать с Готовцевым (улыбается).

В Якутском постпредстве 27 апреля, в день нашего прилета, организовали прием. Там меня поздравили с высокой наградой, было по-домашнему уютно, тепло.

— А как восприняли весть у вас на работе? В семье?

— Когда уезжала 17 апреля в Москву, всем сказала, что еду в обычную командировку. А о том, что вышел указ о награждении меня Звездой Героя Труда коллеги и семья узнали из СМИ. Столько было поздравлений потом по телефону и лично! Люди искренне радовались за меня. Даже стихи посвятили, и это так волнительно.

— Вы три часа стояли на главной трибуне Якутии на параде в честь Первомая. Каковы впечатления?

— Я впервые побывала на майском параде в Якутске, да еще и на трибуне. Так что впечатлений, конечно, много. Меня накануне предупредили, что будет прохладно и чтобы оделась теплее. Было холодновато долго стоять под открытым небом, зато не душно, как в салоне самолета.

 

Влекомая романтикой

Вы с 19 лет в одной профессии. Почему именно лесничий? 

— Я выросла на берегу речки Матта в Бердигестяхе Горного района. Как все деревенские дети, работала на сенокосе, ходила в лес, любила природу. Мой дядя Иннокентий Осипов работал в лесхозе, поэтому я не понаслышке знала об этой работе. И меня влекла романтика профессии. С подругой часто мечтали, что у нас будут большие дома, свое хозяйство, будем жить в красивой местности. Поэтому, когда встал вопрос о выборе профессии, долго не раздумывали, решили ехать поступать в Ленинград в лесотехническую академию. Мама моя была против. Она не хотела, чтобы я мерзла, как она, работая в лесу. Обижалась, что не выбрала профессию бухгалтера, говорила, что сидела бы в тепле и счетчиком только щелкала.

По баллам в академию мы не прошли, но от своего не отступили и подали документы в Лисинское учебное лесничество, что в поселке Лисино в 150 километрах от Ленинграда. Поступили и в 1979 году успешно его окончили.

— А как вы оказались в Среднеколымске?

— В Министерстве лесного хозяйства, куда я пришла в поисках работы, мне отказали, сказав, что девушек лесничими не берут. Помню, я сильно возмутилась: мы что, не люди?! Только я собралась гордо удалиться, отдел кадров министерства Мария Михайловна Донская, видимо, пожалев меня, окликнула и сообщила, что скоро будет коллегия, куда соберутся директора лесхозов, и она им сообщит о моей кандидатуре. Буквально через неделю пришла телеграмма, что 4 апреля необходимо быть в Среднеколымске. Как же я обрадовалась! Мама мне сшила матрас из поролона, подушку, одеяло, все беспокоилась, что дочка там, на Колыме, будет мерзнуть. Два моих старших брата свернули мой скарб в тугую трубу, я повесила его на плечо на манер лука и поехала в порт.

Там меня встретил директор лесничества Кондратий Иннокентьевич, расцеловал в обе щеки, сказал, что очень рад меня видеть. Мне приготовили отдельную комнату в доме, где жил также главный лесничий Николай Николаевич Садовников. Он обучил меня тонкостям работы, с ним я научилась рыбачить. Объездила все населенные пункты района, не была разве что в Березовке, где лес не растет. Через три года поступила на лесохозяйственный факультет Сибирского технологического института в Красноярске.

После его окончания в 1984 году меня назначили главным лесничим Таттинского лесхоза, где проработала всего полгода, не сложилось. Кондратий Иннокентьевич, который тогда уже был директором лесничества Орджоникдзевского района, позвал меня в Ботамское участковое лесничество.

 

«Звание Героя труда заслужили все, кто работал со мной и помогал оберегать родной край»

 

Я знаю каждый уголок этого участка, обошла каждый километр. Сейчас Ленские столбы переданы республике, федералам, а до этого территория заповедного места была в введении нашего лесничества. В те годы проводилась активная работа по лесоустройству. Мы вели учет запасов леса,  наблюдение за его состоянием. Моими наставниками были Варвара Алексеевна Иванова, Елизар Иванович Иванов, Виктория Ивановна Попова, Валентина Иосифовна Тетерина. С ними я прошла настоящую школу лесхоза.

Я проработала на этом участке 17 лет, а в 2003 году мне доверили руководство Хангаласским лесничеством. 10 декабря я пришла руководителем в лесхоз с  тяжелым наследством. К тому времени там накопилось 7 миллионов рублей долгов, из которых 4 миллиона – по заработной плате. Благодаря опытнейшему бухгалтеру Евдокии Тарасовой мы в 2007 году выправили ситуацию.

— А три года назад ваше лесничество было названо лучшим в Якутии.

— Благодаря слаженной работе коллектива. Площадь нашего лесничества 2 млн 818 тыс. гектаров, где в трех участковых лесничествах работают 18 инспекторов. Главная задача – сохранение и приумножение лесных богатств. Мы занимаемся тушением пожаров, профилактикой их возникновения, ведем лесопатологический мониторинг, содействуем естественному воспроизводству леса.

Бич лесов – пожары

— Каково сейчас состояние лесов в Якутии? Много ли случаев незаконной рубки, пожаров?

— Сейчас нет той лесозаготовки, какая была в 80-е годы прошлого века. Раньше по 100 тысяч кубов рубили, а сейчас в улусе всего три арендатора по лесозаготовке. Тем более качество древостоя у нас не такое, как, скажем, в Олекме, у нас не произрастают ценные породы деревьев, в основном сосны да лиственницы. Лесистость нашего участка – 93,3%, и этот показатель уже давно не меняется.

Что касается незаконной вырубки, могу без ложной скромности сказать, что Хангаласское лесничество имеет лучшие показатели по исполнению полномочий в области соблюдения лесного законодательства, лесного контроля и надзора. Например, если сравнить показатели 2013 и 2016 годов, то объемы незаконных рубок снизились в два раза.

Наш главный бич – это лесные пожары. Правда, площадь их распространения с 1985 года не меняется. По нашим наблюдениям, большие пожары имеют свою периодичность – 10-20 лет. За этот срок лесная подстилка становится толще, высыхает и может возгореться от малейшей искры. Периодичность больших пожаров в нашем улусе – 10 лет, а в Вилюйской группе – 20. Этому есть объяснение – плотность населения в Хангаласском районе больше, потому и вероятность возникновения огня выше.

Последний большой пожар у нас произошел в 2011 году, когда пострадало 1200 гектаров леса. Полыхало 44 очага. В прошлом году было 16 пожаров, основная причина – серия грозовых разрядов.

 

Благодаря новаторским идеям лесничего Устиновой, процент возгорания лесов стал в пять раз меньше, чем в среднем по республике

 

— Как обстоит дело с подготовкой к пожароопасному сезону нынче?

— Думаю, сезон будет тяжелым. До сих пор не предусмотрено финансирование временных работников, десантной группы. Нет денег и на тренировки пожарно-парашютной службы. А ведь это работа, связанная с риском для жизни. У ребят страховка составляет всего 100 тысяч рублей в случае чего.

Сейчас в моем лесничестве на почти три миллиона гектаров 13 человек в парашютно-десантной службе, в наземной – пять. Если бы нам профинансировали привлечение еще 25 человек на пожароопасный период – это была бы уже сила!

Мы четвертый год меняем подходы к работе, пытаемся не привлекать население на тушение пожаров в период сенокоса. Ведь людям же нужно заботиться о зимовке.

— Вы лично на каждый пожар выезжаете?

— Раньше да, сейчас реже. На пожаре на Ленских столбах как бегала! Техники тогда особой не было, помогало то, что с большими храбрецами работала. Был во II-м Жемконе лесник, тракторист Александр Борисов, так он прямо на тракторе запрыгивал с небольшого возвышения в карьерный «КамАЗ». Валерий Васильев, Николай Миронов – это были настоящие бойцы. Так что моя  высокая награда – это совокупный труд всех моих коллег.

Как мы с пожарами боролись! В Жемконе в основном сосновый бор, и если пожар, то, как правило, верховой. А такой огонь может даже речки перепрыгивать по верхушкам деревьев. Главой наслега в те годы был Николай Егорович Солдатов, военный по профессии. Людей на тушение он мог мобилизовать в одночасье, все у него было поставлено очень четко.

Пожары в основном тушили в ночное время. Днем, в жару, к огню подойти вообще невозможно, и потому брались за него ночью.

— Тяжелая работа! И какая при этом зарплата у лесника?

— Средняя зарплата – 19500 рублей. Потому кадры у нас, к сожалению, не задерживаются. Но радует, что в последние годы молодежи стало больше. А работают у нас только настоящие патриоты, те, кто ставит вопросы сохранности леса, родной природы выше личных интересов.

Знаменитые предки

— Вы родились в Алданском районе в закрытом ныне селе Канку. Ваши  родители оттуда?

— У моих родителей была сложная жизнь. Отец мой Михаил Степанович Шадрин родом из села Синск Хангаласского района, в 14 лет был раскулачен как родившийся в богатой семье и сослан на Север. Кстати, в родове отца есть отмеченные наградами сразу трех российских правителей — Екатерины II, Павла I и Александра I. Это братья Илья и Яков Шадрины. Их в разное время отметили похвальным свидетельством, медалью на голубой ленте, медалью на золотой ленте, серебряной саблей с надписью «За усердие». Они помогали теплой одеждой, провиантом научной экспедиции Биллингса, солдатам русской армии, следовавшим в Охотск. Я прапраправнучка одного из двух братьев — Якова Шадрина.

— Ничего себе! Так в вашей родове с екатерининских времен высшие награды получали!

— (Улыбается). Так вот отец встретился с нашей матерью Марией Шадриной, работая на Севере. Просился обратно в Синск, но его отправили с супругой в Алдан на слюдяные работы. По состоянию здоровья работал на рубке леса, сенокосе. С матерью они жили всего девять лет, за это время родили пятерых детей. Я появилась на свет самой младшей, через 15 дней после смерти отца.

И мама моя родила меня в Канку у одной старушки, которая выходила роженицу, напоив ее кровью забитого единственного олененка. Перед смертью отец завещал ей уехать с детьми на родину, но наказал дождаться, пока его друзья-эвены не продадут его оленей и вырученные деньги ей не передадут. Денег мама ждала ровно девять месяцев. Так, с двумя тысячами рублей она приехала в Синск Горного района к своей старшей сестре.

Кстати, родова у матери тоже очень интересная. Ее девичья фамилия Михайлова. Родня по линии ее деда, говорят, была очень крепкая физически. От Михайловых вышли борцы и шахматист Контоевы и борец Иосиф Михайлов. А со стороны бабушки матери Тарасовых есть 12 олонхосутов и два поэта, мои дяди – Савва Тарасов и Александр Тарасов. В фонде  олонхосутов сохранены пять олонхо от Григория Тарасова (Киргиэлэй оҕонньор). Его дочери Марии Григорьевне Тарасовой 92 года.

Вот такие интересные у меня предки и родственники.

Мечты лесничего

— А кто ваши родные братья, сестры?

— Старший брат умер, его звали Василий Михайлов, он был мастером спорта СССР по стрельбе из лука, заслуженным тренером. Сестра Валентина, ветеран педагогического труда, была заведующей детским садом, живет в селе Сологон Горного улуса. Еще один брат Сергей Шадрин, строитель, сейчас предприниматель, тоже живет в Горном. Младшая сестра Наталья, ветеринар, живет в селе Магарассы.

На свадьбе сына Степана с супругом, дочерью и невесткой.

 

Мой супруг Степан Васильевич Устинов родом из села Качикатцы. Был бригадиром строительной бригады, директором ООО «Недвижимость» в Покровске, сейчас руководитель фермерского хозяйства, разводит лошадей. Сын Степан после окончания юридического факультета СВФУ ушел служить в армию, где служил на корабле «Адмирал Шапошников», ему довелось даже повоевать с пиратами на африканских берегах. Сейчас работает в юридическом отделе городской налоговой службы. Недавно, буквально в начале апреля, сыграл свадьбу. Дочь Мария после  окончания биологического факультета СВФУ и аспирантуры готовится защищать кандидатскую. Четвертый год работает инженером-лесопатологом.

— Есть, оказывается, кто продолжил ваше дело!

— Думаю, дочь будет заниматься научной стороной лесоводства.

— Как проводите свое свободное время? Не гуляете по лесу? 

— Нет. Не поверите, ягоду я собираю сугубо на рынке. Зайду в тайгу и вместо того, чтобы ягоду искать, начинаю изучать состояние леса, осматривать диаметр стволов деревьев. При этом не могу на одном месте стоять, очень быстро хожу. Зато увлекаюсь скандинавской ходьбой.

— О чем вы мечтаете?

— Хочу внуков понянчить, очень жду, когда они появятся. Еще одна моя мечта, чтобы нашему департаменту обратно вернули статус Министерства лесного хозяйства, как было с 1966 по 1988 год.

В те годы за лесным хозяйством республики следили 1300 сотрудников, 800 человек было в составе авиаслужбы. А сейчас нас на всю республику всего 350 человек и 165 в авиаслужбе. Техника устарела, назрел кадровый вопрос. В год экологии Россия отдала дань уважения нашим лесам, природе, вручив мне Звезду Героя Труда, поэтому я очень надеюсь, что в связи с этим повысится и статус нашего лесного хозяйства, нашего истинного богатства!

«Якутия», 4 мая 2017 г.

04.05.2017
5
0
 2861
Ирина Мартынова

Ирина МартыноваСмотреть все записи

Журналист «широкого профиля»: строительство и архитектура, энергетика и сельское хозяйство, портреты тружеников, интервью известных людей – трудно сказать, что ближе автору, тем более что все получается хорошо.

Окончила филологический факультет ЯГУ им. М.К. Аммосова, Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Работала в газете «Эхо столицы» (в том числе на посту главного редактора), в медиа-холдинге «Якутия». Являлась учредителем и редактором газеты «Вести Якутии».

В «Якутии» с 2015 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

4 × три =